Изменения закупках 44 ФЗ

Новый аукционный перечень

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров (работ, услуг), при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень — на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года).

В перечень включены, в частности, продукция и услуги сельского хозяйства и охоты, рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства, нефть сырая и газ природный, руды металлические, продукты пищевые, текстиль и изделия текстильные, кожа и изделия из кожи, бумага и изделия из бумаги, оборудование электрическое.

Предусмотрено, что электронный аукцион может не проводиться в отношении закупок, которые могут быть проведены путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Необязательно проведение электронного аукциона для закупок пищевых продуктов для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и пр.

Такой способ закупок можно не применять в сфере работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, если НМЦК превышает 150 млн руб. (для государственных нужд) или 50 млн руб. (для муниципальных нужд). Также электронный аукцион можно не проводить при закупке услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий, по обмену жилья, сувенирных и подарочных наборов.

Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, утверждающее прежний аукционный перечень, а также распоряжение Правительства РФ от 25.04.2015 № 740-р, которым была внесена поправка в прежний перечень, признаны утратившими силу.

Введение в действие ЕИС

С 1 января 2016 года официально введена в действие Единая информационная система. Адрес расположения ЕИС — www.zakupki.gov.ru.

Что в итоге ожидается от ЕИС:

  1. Новая информационная система получит возможность взаимодействия с другими информационными государственными системами. В дальней перспективе все электронные отраслевые системы и системы общего назначения будут интегрированы в единое информационное пространство с множеством стандартизированных функций. Внедрение ЕИС — один из первых шагов этого масштабного проекта.
  2. ЕИС будет «принимать во внимание» новые нормы и квоты, выделенные правительством РФ для участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти объемы будут выделяться в отчётах ЕИС отдельно.
  3. В ЕИС будут расширены функции контроля и аудита. Встроенная поддержка аналитики и статистики позволит контролирующим органам эффективно и оперативно отслеживать нарушения в сфере госзакупок. Доступ к этой аналитической информации будет свободным для любого пользователя.

Постановлением Правительства от 23.12.2015 № 1414 установлены Правила функционирования единой информационной системы. Правила устанавливают организационные и функциональные основы единой информационной системы в сфере закупок.

Планирование закупок

С 1 января 2016 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок должны формироваться заказчиком исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ (т. е. в плане закупок заказчиком указываются цели осуществления закупок), и с учетом установленных ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ информация, вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Правила нормирования закупок

Избыточные потребительские свойства — еще один элемент коррупционной составляющей закупок. Приобретение за счет бюджетных средств предметов роскоши позволяет недобросовестным чиновникам отчасти обходить ограничения закона. Нормирование закупок позволит прикрыть эту лазейку, ограничив закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами.

С 1 января 2016 года вступили в действие ограничительные нормативы по стоимости и характеристикам предметов закупки. Ограничения будут ранжироваться в соответствии с положением чиновника в государственной системе. Нормированию подлежат канцтовары, оргтехника, мебель, транспорт, услуги связи, организации праздников и т п. для федеральных, региональных и муниципальных чиновников.

Установлены общие правила нормирования закупок на уровне Правительства РФ. Власти субъектов федерации и муниципалитеты обязаны установить собственные нормативы в рамках общероссийских. Локальные акты об ограничении закупок для нужд аппарата будут в обязательном порядке размещаться в ЕИС.

Цель нововведения — увеличение эффективности использования средств бюджетов всех уровней.

Обоснования закупки, идентификационные коды

При формировании плана закупок и плана-графика закупок — необходимо указывать обоснование каждого объекта закупок по номенклатуре, свойствам и ценам.

Там же необходимо представить обоснование начальной (максимальной) цены контракта, способа выбора поставщика, дополнительные требования к поставщикам.

Этот механизм позволит контролирующим органам выявлять необоснованные закупки еще до стадии их объявления, что должно также уменьшить коррупцию и увеличить отдачу от использования бюджетных средств.

Новое слово в госзакупках — ИКЗ (идентификационный код закупки). Обычно многочисленные электронные площадки и информационные системы присваивают закупкам собственную нумерацию, вследствие чего найти информацию об интересующей закупке бывает затруднительно. Чтобы сделать поиск легким и быстрым, каждая закупка и каждый отдельный лот закупки по 44-ФЗ с 1 января 2016 года теперь получает уникальный номер, состоящий из 36 символов. Это не просто цифровое обозначение закупки, а машиночитаемый код, содержащий в себе информацию об основных параметрах закупки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *