Закупка у единственного поставщика 44

Особенности закупок у единственного Поставщика или что должен знать Заказчик!!!

В соответствии со ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Заказчик может провести закупку у единственного поставщика в следующих случаях, когда Заказчик обязан осуществить именно такой способ закупки или когда закупку у единственного поставщика проводить нельзя. Так все таки, в каких случаях можно проводит, а в каких нельзя давайте разберемся с особенностями проведения закупки у единственного поставщика в нашей статье.

Скачать образец извещения по единственному поставщику 44-ФЗ и пример извещения можно внизу страницы.

Закупка у единственного Поставщика как право Заказчика.

Законом о контрактной системе закреплено право заказчика закупать товары, работы или услуги  у единственного поставщика. Перечень случаев установлен в ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ. И с 2015 года он стал еще больше.

На основании Федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ и от 31.12.2014 № 519-ФЗ в конце прошлого года перечень случаев заключения контракта с единственным поставщиком был расширен. Изменения коснулись строительства объектов для утилизации отходов, а также сбора и обработки первичных статистических данных. В настоящее время установлено 48 случаях, при которых заказчики могут осуществлять закупку у единственного поставщика.

Внимание, если закупка не указана в приведенном перечне в ч. 1 ст. 93, то закупать товары/работы/услуги у единственного поставщика нельзя.

Малые Закупки по 44 ФЗ

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые ТРУ на сумму не более 100 тыс. руб. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб., или не должен превышать 5 % от совокупного годового объема закупок, и не должен составлять более чем 50 млн руб.

Неконкурентная процедура

Заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика в следующем случае:

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся, за исключением запроса предложений, то заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Очень важно знать, если закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного Поставщика:

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного Поставщика:

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

 

Теперь подведем итоги

Случаев, когда заказчик может проводить закупку у единственного поставщика, стало больше. Законодатели пошли навстречу участникам контрактной системы и расширили перечень до 48 пунктов.

Однако это не означает, что заказчик должен делать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.

Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.

А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.

При заключении контракта нужно проанализировать все факторы, которые могут повлиять на расторжение или когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Скачать материалы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *